Назад

Агасфер

  • Холст
  • Акрил
  • 120х100 см
История этого живописного полотна прослеживается до 2023 года, когда Константин Чайкин приступил к реализации идеи суперсложных часов «Белый Кролик». Для него как для творчески мыслящего часовщика очень важно умение находить в развиваемых им проектах культурные параллели, цитаты, аллюзии, что создаёт плодотворное смешение влияний разных эпох, цивилизаций, и делает особенным каждое его творение, будь то часы, дизайнерский набросок или картина. В процессе разработки модуля вечного календаря для часов «Белый Кролик» Чайкин с удивлением обнаружил, что главный переключающий рычаг календарного механизма принял необычную форму, которая напомнила ему фигурку бредущего человека. Поскольку календарь назван «вечным», и этому рычагу предстоит вечно — пока заведены часы — осуществлять предписанную ему функцию настройки механизма на длительность каждого приходящего месяца, это сразу же навело Чайкина на мысль сопоставить это чисто часовое устройство со средневековой легендой об Агасфере, вечном страннике.

Это наблюдение оказалось подкреплено тем фактом, что термин «вечный календарь» на немецком пишется как ewiger Kalender, и это созвучно тому, как в Германии принято называть Вечного жида: der Ewige Jude. Более того, легенда о Вечном жиде, которого в англоязычной традиции принято называть Странствующим жидом, начала распространяться в Европе в XIII веке, то есть примерно в то же самое время, когда появились самые ранние механические часы, сообщавшие время колокольным боем с городских башен и колоколен. Легенда повествует об Иисусе, который, неся свой крест на Голгофу, остановился на мгновение перевести дыхание, и о некоем человеке, который толкнул его и сказал: «Иди быстрее, Иисус! Иди быстрее! Что Ты медлишь?», на что Иисус ответил: «Я постою и отдохну, а ты будешь идти до последнего дня». Несмотря на то что ни образ этого человека, ни сама легенда не являются каноническими, в дальнейшем они нашли множество разнообразных воплощений в творчестве художников, поэтов, писателей, включая Гюстава Доре и Марка Шагала, Генриха Гейне и Рихарда Вагнера, Ганса Христиана Андерсена и Айзека Азимова, Габриэля Гарсиа Маркеса и Хорхе Луиса Борхеса.

Константин Чайкин создаёт образ Вечного Странника в свойственной ему манере, трактуя этот образ символически, через метафору часового механизма. Используя введённую им цветовую «палитру часовщика», где преобладают четыре цвета: охра, серый, синий и красный, Чайкин старается как будто спрятать бредущего человека в переплетении деталей календарного устройства, не стараясь добиться буквального сходства. Его «Агасфер» — это скорее функция, действующая вечно, но навсегда запертая внутри часового механизма, который, как мы помним, в метафизическом контексте часто воспринимается как метафора Вселенной.

Особое умонастроение при взгляде на это полотно приходит из-за осознания того, что неведомо в какой точке нашего мира, внутри суперсложных наручных часов «Белый Кролик», продолжается безостановочное действие календарного устройства, главный рычаг которого стал прообразом Вечного Странника, изображённого Константином Чайкиным в картине «Агасфер».